Административная ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

8991
Привлечение органов местного самоуправления к административной ответственности создает проблемы в сфере осуществления муниципального управления, помехи в текущей работе органов местного самоуправления, оборачивается длительными судебными спорами, штрафные санкции обедняют и без того скудные бюджеты муниципальных образований. В связи с этим при принятии решения или совершении действий должностным лицам и органам местного самоуправления важно понимать и осознавать реальную возможность соблюдения тех норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Привлечение органов местного самоуправления к административной ответственности создает проблемы в сфере осуществления муниципального управления, помехи в текущей работе органов местного самоуправления, оборачивается длительными судебными спорами, штрафные санкции обедняют и без того скудные бюджеты муниципальных образований. В связи с этим при принятии решения или совершении действий должностным лицам и органам местного самоуправления важно понимать и осознавать реальную возможность соблюдения тех норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

Местное самоуправление есть право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения, так определяет Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 г. в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.

Конституция РФ гарантирует и признает самостоятельность местного самоуправления. В то же время организационно обособленное муниципальное управление через созданные органы местного самоуправления не исключает его из общей системы управления. Поэтому существуют определенные правовые рамки, создаваемые органами государственной власти, в первую очередь в виде контроля за реализацией полномочий в решении вопросов местного значения конкретной территории. Это позволяет рассматривать деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц в совокупности с таким понятием, как ответственность.

Статья 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит перечень субъектов, перед которыми органы местного самоуправления и должностные лица несут ответственность, это население, государство, физические и юридические лица.

Ответственность в сфере муниципального управления принято рассматривать как неблагоприятное последствие принятия органами местного самоуправления и их должностными лицами противоправных решений, а также ненадлежащего осуществления своих функций.

По отраслевому уровню традиционно различают четыре основные вида ответственности – уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную. Их наступление определяется соответственно Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, законодательством о муниципальной службе.

Из всех перечисленных видов ответственности к самой распространенной на сегодняшний день в сфере муниципального управления следует отнести административную. Это связано в первую очередь с тем, что органы местного самоуправления являются участниками большого количества правоотношений, складывающихся в процессе реализации функций при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

Административная ответственность: основания наступления

Как устанавливается в п. 1.1 ст. 1 КоАП РФ, основополагающим законодательным актом об административных правонарушениях является КоАП РФ, а также принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Несмотря на такую законодательную установку, нельзя не упомянуть о нормах, с одной стороны, прямо регулирующих административную ответственность, а с другой – применяемых независимо от КоАП РФ. Это налоговые правонарушения, установленные Налоговым кодексом РФ и составы правонарушений в бюджетной сфере, установленные Бюджетным кодексом РФ, но не включенные в КоАП РФ. Многие практики считают, что такое положение создает некоторые трудности в правоприменительной практике и законодательно нецелесообразно.

Говоря о противоправности деяния в рамках административного законодательства, хотелось бы сказать и о том, что наступление административной ответственности, выражающееся в нарушении законодательных норм и правил, предусматривается на уровне отраслевого федерального законодательства. Пример

Административная ответственность в сфере градостроительной деятельности, регулируемой Градостроительным кодексом РФ, наступает за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4 КоАП РФ), нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ) и т. д.

За нарушения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности административная ответственность предусмотрена в соответствующих статьях гл. 11 «Административные правонарушения на транспорте» и гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ.


К основаниям наступления административной ответственности следует относить наличие:

  • конкретной нормы права в действующем законодательстве, которая формирует состав административного правонарушения;
  • административного правонарушения.

В КоАП РФ административное правонарушение определено как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица». Следуя данному определению, административное правонарушение как деяние может быть выражено в двух формах: действии и бездействии, т. е. активном либо пассивном невыполнении обязанности или законного требования.

Признаки административного правонарушения

Обязательными признаками административного правонарушения выступают противоправность и виновность.

Противоправным действием либо бездействием нарушается конкретная норма права. Суть противоправности в том, что совершается действие, запрещенное правовой нормой, или не совершается действие, предписанное законодательным либо нормативным правовым актом.

Таким образом, не может быть признано административным пра­вонарушением деяние, если при этом не были нарушены нормы права, следовательно, и наступление административной ответственности исключается.

В то же время противоправное деяние может не связываться правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

Пример

В случае привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) таких требований, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.Обязательным условием привлечения к административной ответственности является наличие вины. По общему правилу вина отражает субъективное психическое отношение лица к совершаемому противоправному деянию и последствиям такого деяния.

Вина должностного лица существует в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Если должностное лицо сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело негативные последствия, при этом желало их наступления либо сознательно их допускало, следует говорить о правонарушении с прямым умыслом. В случае когда лицо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично, правонарушение считается совершенным с косвенным умыслом

.

Пример

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), ответственность за которое предусматривается ст. 19.5 КоАП РФ, относится к правонарушению, совершенному с прямым умыслом. При этом следует учитывать, что если при рассмотрении административного дела в судебном порядке не будет установлено наличие прямого умысла невыполнения предписания, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения. Если должностным лицом приняты все необходимые меры по исполнению предписания (изданы соответствующие муниципальные акты, заключены необходимые договоры с предприятиями и учреждениями, выданы необходимые предписания и т. д.), прямой умысел вменяемого правонарушения исключается.

К административным правонарушениям, характеризующимся косвенным умыслом, можно отнести нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов, ответственность за которое предусматривается ст. 5.48 КоАП РФ.

Административное правонарушение, совершенное умышленно, носит более социально опасный характер, нежели совершенное по неосторожности. Неосторожная форма вины имеет две направленности – легкомыслие и небрежность. Суть неосторожной вины заключается в том, что лицо, совершая деяние, не осознает его противоправности, однако при должной осмотрительности должно предвидеть наступление негативных последствий. Возможность должностного лица предвидеть такие последствия зависит от объективных условий, в которых оно находилось. Кроме того, существенную роль играет и характер выполняемых должностных обязанностей.

Пример

Прямое указание на неосторожную форму вины КоАП РФ содержит в ст. 9.10, которая предусматривает ответственность за повреждение тепловых сетей и топливопроводов.Немало в КоАП РФ правовых норм, предусматривающих возможность двух форм вины. Пример

При нарушении порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ ответственность характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ наличие умысла или неосторожности должно не предполагаться, а быть доказано.

Лицо не может считаться виновным, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Презумпция невиновности как один из основополагающих принципов административной ответственности установлен ст. 1.5 КоАП РФ.

Таким образом, отсутствие виновности как элемента состава административного правонарушения исключает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, это, в частности, наличие:

  • достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения;
  • материалов, содержащих такие данные, заявлений и сообщений физических и юридических лиц, а также средств массовой информации.

Выделяют также две важные особенности, которые должны быть соблюдены для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • решение о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть принято уполномоченным на то должностным лицом;
  • административное правонарушение должно быть квалифицировано. Квалификация административного правонарушения относится к деятельности административного органа и суда по установлению соответствия совершенного противоправного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения.

Следует отметить, что не каждое дело об административном правонарушении заканчивается назначением и исполнением административного наказания. В практике муниципального управления производство по делу об административном правонарушении прекращается в основном по двум обстоятельствам из ряда установленных ст. 24.5 КоАП РФ – отсутствие события и состава административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения

Об отсутствии события административного правонарушения можно говорить, когда отсутствует сам факт наличия деяния, которое может квалифицироваться как административное правонарушение. В соответствии с законодательной установкой деяние должно быть соотнесено с конкретной правовой нормой и иметь такой признак, как противоправность.

Пример

Производство по административному делу в отношении органов местного самоуправления, привлекающихся к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ за бездействие по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений, а значит, и по содержанию и использованию средств индивидуальной защиты, должно быть прекращено за отсутствием события правонарушения в случае, если муниципальное образование не относится к группе территорий по гражданской обороне (постановление Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»).

Вопрос наличия события административного правонарушения – основной вопрос, подлежащий доказыванию при рассмотрении дела. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

К доказательствам отсутствия либо наличия события правонарушения можно отнести протокол об административном правонарушении, объяснения лиц, в т. ч. в письменном виде, показания свидетелей, заключения экспертов, фото-, видеодокументы, справки, заключения и т. д.

Отсутствие состава административного правонарушения

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность субъективных и объективных признаков, установленных нормой права и достаточных для признания деяния конкретным правонарушением.

Состав административного правонарушения должен содержать четыре обязательных элемента, отсутствие одного из которых исключает административную ответственность.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в №6 2014 журнала "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!