Ценообразование в строительстве как основа тарифного регулирования подключения к системам коммунальной инфраструктуры

8498
В статье рассматривается использование методов ценообразования в строительстве при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства.

В статье рассматривается использование методов ценообразования в строительстве при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства.

Тарифы, ставки и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водо-, тепло-, электро-, газоснабжения и водоотведения в настоящее время подлежат прямому государственному регулированию на уровне субъектов РФ.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

История вопроса

В нормативно-правовой базе, формировавшейся в стране с начала 2000 г., при обеспечении объектов нового строительства или реконструкции коммунальными услугами использовались понятия «подключение» и «технологическое присоединение».

Так, с вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) вместо понятия «подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости», введенного Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», стало использоваться понятие «подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам.

В 2010 г. Федеральным законом от 27.07.2010 № 119-ФЗ «О теплоснабжении» также было введено понятие «подключение», которое впоследствии трансформировалось в «подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения».

В сфере газоснабжения применяется термин «технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения».

Понятие технологического присоединения было заимствовано из сферы электроэнергетики. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова трактует слово «подключение» как включение путем присоединения, а слово «присоединить» – как соединить что-нибудь с чем-нибудь другим, основным.

Градостроительный кодекс РФ также использует понятие «подключение (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства».

В этом отношении понятие «подключение» включает технологическое присоединение.

Как правило, технологическое присоединение объектов недвижимости производится при их строительстве (за исключением случаев перевода энергоснабжения с временной схемы на постоянную). При этом на стадии жизненного цикла объекта капитального строительства подключение может производиться не единожды. Пример

Реконструкция объекта, повлекшая за собой увеличение нагрузки, потребует подключения дополнительной мощности. Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), под подключением объекта понимают процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

В развитие Закона № 416-ФЗ были приняты Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), которые определяют порядок подключения объектов недвижимости.

Правилами № 644 установлено, что подключение осуществляется в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, который утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645.

Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правилами № 644 для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.

Структура тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам коммунальной инфраструктуры

В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы № 406), тариф на подключение (технологическое присоединение) включает:

– ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку;

– ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения (далее – ставка за протяженность сети).

При этом размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-Э (далее – МУ № 1746-Э), в т. ч. в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:

а) расходов на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;

б) налога на прибыль.

Ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в соответствии с МУ № 1746-Э определяется на основе расходов на подключение абонентов за исключением расходов на строительство сетей (формула (51) МУ № 1746-Э), которые формируют ставку за протяженность.

При этом ставка за протяженность сетей рассчитывается через базовую ставку, которая впоследствии дифференцируется коэффициентами стоимости строительства сетей. Порядок расчета ставки изложен в №7 2014 журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера". Подпишитесь и читайте статью полностью. Таким образом, если при подключении объектов капитального строительства у регулируемой организации нет необходимости в создании сетей диаметром 500 мм и более, это ведет к занижению ставок за протяженность, так как в этом случае коэффициент дифференциации для всех диаметров трубопроводов будет меньше 1.

Для предотвращения занижения ставки за протяженность при ее установлении МУ 1746-Э необходимо скорректировать путем расчета базовой ставки тарифа за протяженность для диаметра 500 мм либо расчета коэффициента дифференциации как отношение затрат на строительство конкретного диаметра трубопровода к средним издержкам, но не к затратам строительства трубопровода диметром 500 мм.

Согласно п. 118 МУ № 1746-Э ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.

По своей сущности сметная стоимость, в основе определения которой лежат сметные нормы и расценки, определятся на этапе создания проектной документации, в ее составе. Важно понимать, что сметная стоимость это не стоимость строительства. Прежде всего, смета – это предполагаемая стоимость строительства в заданном уровне цен. Сметная стоимость может быть положена в основу определения тарифов на подключение, но она не может на 100% определять их. Так, этапы строительства растянуты во времени, а график их проведения определяет финансирование, необходимость привлечения заемных средств и т. д. В этом отношении стоимость строительства, в отличие от сметной стоимости, должна учитывать процесс реального исполнения, который при формировании проектно-сметной документации оценить невозможно. И только цена строительства может определять тарифы на подключение.

Вторым важным моментом определения тарифов на подключение на основе сметной стоимости будет являться принципиальная возможность ее калькулирования. Прежде всего, речь идет о наличии проектной и рабочей документации и о возможности определения сметы в отсутствие указанных документов. Безусловно, составить сметный расчет при отсутствии проекта возможно, однако насколько он будет отражать реальную стоимость строительства? Какая технология производства работ будет заложена при определении сметной стоимости (открытая прокладка водопровода, продавливание без разработки грунта)? Какие объемы работ будут приняты? На все эти вопросы ответ может быть получен только в проектной и рабочей документации.

На практике в большинстве случае при установлении тарифов на подключение проектная документация еще не разработана, а значит, на этом этапе не может быть сметного ценообразования.

Эффективным инструментом определения предполагаемой цены строительства здесь могут выступить укрупненные сметные нормативы.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы № 406), ограничивают стоимость мероприятий по строительству сетей водоснабжения и водоотведения, учитываемых при расчете тарифов на подключение, и мероприятий по увеличению мощности системы водоснабжения, формирующих индивидуальную плату за технологическое присоединение, укрупненными нормативами строительства, утвержденными на федеральном уровне (п. 17, 85, 86 Основ № 406).

Такие нормативы введены в действие приказом Минрегиона России от 30.12.2011 № 643 «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные приказы Министерства регионального развития Российской Федерации». В сфере водоснабжения и водоотведения данными нормативами являются НЦС 81-02-14-2012 «Сети водоснабжения и водоотведения».

По мнению автора, такое ограничение целесообразно лишь при расчете тарифов или индивидуальной платы за подключение в условиях отсутствия проектно-сметной документации. Это и есть основное назначение укрупненных сметных нормативов – определение цены строительства при отсутствии утвержденного порядка производства работ и их объемов. В таких условиях как организация водопроводно-канализационного хозяйства, так и регулирующий орган могут знать только протяженность строительства централизованных сетей, диаметр трубопроводов и ориентировочную глубину их прокладки. Этих данных, наряду со сведениями о расстоянии вывоза грунта (в случае производства работ в городских условиях), наличии усложняющих и иных факторов, вполне достаточно для определения стоимости строительно-монтажных работ.

В случае если в месте производства работ находится разветвленная транспортная сеть: железнодорожные пути, дорожные проезды, путепроводы, – то при определении стоимости строительства к укрупненным сметным нормативам необходимо добавлять сметную стоимость, определенную по локальным сметам (разбор асфальтобетонного покрытия, горизонтальное бурение и т. д.). Это позволит избежать установления заниженных тарифов на подключение. При этом работы по благоустройству и устройству дорожного покрытия, не учтенные в НЦС 81-02-14-2012 «Сети водоснабжения и водоотведения», учитываются по укрупненным нормативам, приведенным в сборнике НЦС 81-02-08-2012 «Автомобильные дороги». Однако и здесь ценообразование в строительстве не заканчивается, поскольку дополнительно необходимо предусмотреть стоимость подготовительных мероприятий: инженерных изысканий (геодезических, геологических, экологических и др.), межевания, аренды земельных участков и т. д.

Если же у организации водопроводно-канализационного хозяйства имеется утвержденная проектно-сметная документация, в т. ч. прошедшая экспертизу, за основу расчетов должна быть принята сметная стоимость строительства, определенная по элементным сметным нормам. В этом случае ограничение стоимостью, рассчитанной на основе укрупненных сметных нормативов, по нашему мнению, не требуется. Так, укрупненные нормативы цены строительства не учитывают специфику проведения строительных работ в городских условиях, например, обратную засыпку траншей песчаной смесью и др.

Принципиальным моментом при определении цены строительства на основе укрупненных сметных нормативов является учет при расчетах уровня цен и их соответствия конкретному региону. Как известно, федеральные сметные нормативы отражают уровень цен Московской области.

Если для Самарской области уровень цен Подмосковья может быть применим, то, например, для Якутии, Республики Крым, Камчатской или Сахалинской областей, необходимо перейти в уровень цен соответствующего региона. Нивелированием этого может выступить законодательное закрепление возможности наряду с федеральными использовать региональные укрупненные нормативы (при их наличии в субъекте РФ).

Кроме того, необходимо перевести стоимость строительства, определенную по укрупненным сметным нормативам (2012 г.), в текущий или прогнозный уровень цен.

На цену строительства окажут влияние и другие факторы. Так, в соответствии с Правилами № 644 внесение заявителем платы за подключение (технологическое присоединение) по договору о подключении осуществляется в следующем порядке:

15% платы за подключение (технологическое присоединение) – в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении;

50% – в течение 90 дней со дня заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения (технологического присоединения);

35% – в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов и отведения (приема) сточных вод.

Такие особенности внесения заявителями платы за подключение могут привести к необходимости привлечения заемных средств.

Учет указанных факторов позволит перейти от сметной стоимости, определенной на основе укрупненных нормативов или элементных сметных норм, к стоимости строительства, а затем и к тарифам, ставкам или плате за подключение.

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!