Коммунальный прецедент

24 марта 2011 1334
Президент компании «Росэнергосбережение» - Игорь Медведев для Форбс Россия
Тарифы на ЖКХ растут, а качество услуг не улучшается. Что делать? Правильно, судиться. И суды буквально завалены исками по теме ЖКХ. Превалирует два типа: взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг со стороны их поставщиков и претензии к качеству услуг со стороны потребителей. Жалоб много, а дел, доведенных до суда и выигранных там, пока единицы. Рассмотрим два дела по искам в Санкт-Петербурге и Костроме. Выбор не случаен. Оба закрыты после долгих судебных разбирательств, по ним уже приняты окончательные решения, и это уже позволяет сделать выводы.
Санкт-Петербург. Дело было рассмотрено в четырех инстанциях, то есть не дошло разве что до Европейского суда. Истцом выступила тепловая компания ГУП «ТЭК», ответчиком — ТСЖ «Соратник» (многоквартирный дом на проспекте Наставников). Причиной разбирательства стала задолженность ТСЖ по договору подачи тепловой энергии. Часть денег ответчик заплатил, а остальные платить отказался, сославшись на то, что ресурс (тепло) был ненадлежащего качества. Если проще, вода в трубах отопления была холодной.
В ходе разбирательств выяснилось, что во время одной из аварий ГУП действительно допустил нарушение температурного режима. Но главное — это то, как ТСЖ доказало отсутствие отопления. Во-первых, были предоставлены отчеты теплопотребления, которые отображали ежедневную температуру теплоносителя на входе в дом. Во-вторых, заявления граждан об отсутствии тепла. В-третьих, протоколы изменения метеорологических факторов. Иск ГУП «ТЭК» в результате был отклонен. ТСЖ сэкономило около 240 000 рублей.
Упомяну похожую историю, случившуюся в Тамбове. Но на этот раз истцом выступило ТСЖ, участники которого были недовольны периодически пропадавшим напором горячей воды в кранах. ТСЖ предоставило отчет по качеству коммунальной услуги горячего водоснабжения за спорный период. В нем были четко видны изменения давления в системе. Опять же, если бы не было возможности оценить этот параметр, иск был бы отклонен. А в данном случае ТСЖ выиграло.
Кострома. Теперь мы с вами отправляемся в Кострому. Истцом выступала «Территориальная генерирующая компания №2» (ТГК-2), ответчиком — УК «Костромской дом» (два десятка многоквартирных домов в Костроме). Суть иска — взыскание с УК 3,14 млн рублей долга по оплате тепловой энергии в ноябре-декабре 2007 года. Иск рассматривался в восьми судах и в итоге был удовлетворен, правда, при этом сумма претензий скорректирована.
Когда начались разбирательства, выяснилось, что в домах отсутствуют приборы учета. Договор между УК и поставщиком ресурсов не заключен, но ресурс в дома поставляется. При этом суд пришел к выводу, что учет энергии без приборов возможен и должен производиться по утвержденным нормативам. Что логично, ведь в большинстве домов счетчики отсутствуют, но ресурс подсчитывается и оплачивается.
Мораль? Если коммунальная услуга предоставлена, то, согласно нашему законодательству, она должна быть оплачена. У управляющей компании (или ТСЖ) нет договора с ресурсоснабжающей организацией и приборов учета? Тем хуже для потребителя. У него нет подтвержденных приборами данных об объеме и качестве оказанных услуг. А значит, и возможности отстоять свои права. «Костромской дом» был вынужден доплатить коммунальщикам 3 млн рублей.
А теперь несколько важных выводов и замечаний.
Первое. ТСЖ проигрывают в суде, если не зафиксированы моменты начала и окончания предоставления некачественной услуги. Что-либо доказать просто невозможно.
Второе. Когда собственники жилья ТСЖ и/или УК принимают решение устанавливать общедомовые приборы учета, необходимо обратить внимание на возможность учета не только количества, но и качества коммунальной услуги. Это касается и воды, и тепла.
Третье. Важно помнить, что потребители поодиночке в судах беззащитны. Все преимущества — у ресурсоснабжающей организации: она может содержать юристов с отличной подготовкой и большим опытом. Но если собственники объединены в составе дееспособного ТСЖ или нанята эффективная управляющая компания, то у жильцов неплохие шансы на победу. По крайней мере, законодательство по большей части на их стороне.
Сегодня, наверное, в России не найти ни одного дома, жители которого были бы полностью довольны качеством предоставляемых им энергоресурсов. В подавляющем большинстве случаев их недовольство имеет под собой законные основания. И как явствует из сказанного выше, при наличии ряда условий коммунальщиков вполне реально наказать.
И это правильно. Если ресурсоснабжающая организация не заботится о качестве услуги, она не должна получать денег. Неплохой стимул к изменению сложившегося положения дел.
По материалам PROGKH.RU


Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44