Отключать тепло и воду нельзя даже за долги!

15 ноября 2011 3970
Накануне жителям дома Мыс Чумака, 1а пришлось пойти на крайние меры. Люди остались без горячей воды и отопления на целых две недели. Им пришлось объявить голодовку и устроить пикет на дороге. Только так им удалось привлечь внимание властей и правоохранительных органов к тому, что фактически они оказались заложниками неразрешимого конфликта между Тихоокеанской Управляющей компанией и поставщиком тепла и воды – Владивостокской мореходной школой.
Накануне жителям дома Мыс Чумака, 1а пришлось пойти на крайние меры. После того как люди остались без горячей воды и отопления на целых две недели им пришлось объявить голодовку и устроить пикет на дороге. Только так им удалось привлечь внимание властей и правоохранительных органов к тому, что фактически они оказались заложниками неразрешимого конфликта между Тихоокеанской Управляющей компанией и поставщиком тепла и воды – Владивостокской мореходной школой.

Шумиху жильцам поднять удалось: на место пикета приехали сотрудники УК, представители прокуратуры и милиции, Посетил бунтовщиков даже зам. главы администрации Владивостока, начальник УСЖФ, Александр Табаченко. Действо запечатлели съемочные группы региональных телеканалов и местных газет. Частично жильцы добились своего – тепло и горячую воду дому и впрямь вернули. Но гордиев узел между УК и Мореходной школой так и не разрублен. Долг за тепло и воду перед поставщиком по прежнему не оплачен.

Такая задолженность может образоваться лишь по двум причинам: неплатежи населения или… нечистоплотность УК, которая собранные деньги направила не по назначению.НЕДОБРОСОВЕСНЫЙ ПОСРЕДНИК: История жильцов с Мыса Чумака очень напоминает именно этот случай: тепло и воду в дом подает Владивостокская мореходная школа. Жильцы эти услуги оплачивают, но как часто это бывает не напрямую, а через посредника – Управляющую компанию. Платежи по квитанциям идут в УК, а те уже должны были рассчитаться с поставщиками. Но так этого и не сделали.

Избежать такого сценария можно, тем более что сегодня законодательство приветствует отплату коммунальных услуг без посредников, напрямую поставщикам. Это стало возможным благодаря Новым правилам предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354). Чтобы воспользоваться этим правом, собственникам квартир и нежилых помещений нужно провести общее собрание и большинством голосов принять соответствующее решение, а затем заключить договор с ресурсоснабжающей организацией.ДОЛГИ НАСЕЛЕНИЯ: Если же весь дом страдает из-за жильцов-неплательщиков, то добиться быстрой оплаты долгов можно через суд, или (опять же в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354) отрезать должников от электричества. Как показывает практика, после таких мер даже самые злостные неплательщики находят деньги на оплату счетов или идут на переговоры о рассрочке платежа.

Самое сложное в таких ситуациях заключается в том, что при отключении многоквартирных домов от подачи коммунальных ресурсов страдают жильцы, своевременно оплачивающие платежки! Так же «под раздачу» правоохранительных органов может попасть и генеральный директор УК: ведь если жильцы не заплатили по счетам, то и ему нечего перечислить поставщикам услуг. Но зачастую прокуратура признает это «бездействием», так как управляйка не обеспечила бесперебойную подачу водоснабжения гражданам, которые являются добросовестными плательщиками. В результате – УК не получает денег от собственников, да еще и оплачивает штрафы.

Кроме того, в ситуациях, когда жилой дом отключают от коммунальных услуг, прокуратура дает предписание местной администрации принять меры и предотвратить ЧП.ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ: Что нужно знать, чтобы защитить дом от отключений?

1. Условия, при которых рессурсоснабжающая организация может остановить предоставление коммунальных услуг в жилой дом, прописаны в договорах между УК и РСО.

2. Правила предоставления коммунальных услуг законодательно закреплены в Постановлении Правительства РФ № 354.

3. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ему должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества и необходимых объемах.

4. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к (согласно п.122 Постановления Правительства РФ № 354):

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

4. Коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании договора (п. 6 Правил №354). При этом если договор между жителем и поставщиком услуги в письменной форме не заключен, то потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг (п. 7 Правил №354).

5. Согласно п. 8 Правил № 354 исполнителем услуг может являться управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности, которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов.

При непосредственном управлении многоквартирным домом - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.

В этом случае ответственность за качество коммунальных услуг ложится на исполнителя. Именно он обязан представлять интересы собственников и добиваться от РСО качественной услуги.

В обязанности исполнителя (если он не является производителем коммунальной услуги) входит заключение договора о приобретении соответствующего коммунального ресурса. При этом коммунальный ресурс покупается УО у РСО не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам.

6. В соответствии с Правилами № 354 даже при наличии задолженности у потребителя, нельзя приостановить или прекратить предоставление коммунальных услуг холодного водоснабжения и отопления в многоквартирных домах.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация не может вводить ограничения подачи коммунальных ресурсов для управляющей организации даже в случае неоплаты выставленных платежных документов. Ведь иначе управляющая организация, не имеющая права на прекращение (ограничение), например, водоснабжения, просто не сможет обеспечить население услугами надлежащего качества, но при этом несет перед потребителями ответственность за перерывы в предоставлении услуг (приложение № 1 к Правилам № 354).

7. Договор между УО и РСО должен соответствовать Постановлению Правительства РФ № 354, в котором предусмотрен порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от коммунального ресурса всего дома, даже если управляющая организация на соответствующем многоквартирном доме имеет задолженность по оплате коммунальных ресурсов перед РСО. К такому выводу, в частности, в отношении теплоснабжения пришел Президиум ВС в вопросе 28 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006, а также Высший Арбитражный Суд РФ (Определение от 25.04.2008 № 5200/08).

Если в договоре между УО и РСО предусмотрены иные условия прекращения подачи коммунального ресурса, чем предусмотрено разделом ХI Правил № 354, то данное условие является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ согласно которой, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В результате можно предположить, что действия ресурсоснабжающих организаций по прекращению подачи коммунальных ресурсов в многоквартирные дома являются незаконными.

Управляющие организации вправе обратиться в ресурсоснабжающие организации с требованием исключить из договора условия о прекращении подачи коммунальных ресурсов в случае задолженности управляющей организации. Если РСО отказывается вносить изменения в договор, управляющая организация может обратиться в суд с иском о признании данного пункта договора незаконным.

Если отключение уже произошло, управляющей организации целесообразно обратиться в арбитражный суд с иском к РСО с требованиями о применении последствий недействительности ничтожной сделки в части пункта договора, предусматривающего возможность прекращения отпуска соответствующих ресурсов при их неоплате в соответствии с п. 2 ст.166 ГК РФ. При составлении соответствующих требований можно использовать приведенные выше пояснения.

Так же эксперты рекомендуют исходя из положений ст. 90, 91 АПК РФ одновременно с исковым заявлением направить в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику (РСО) ограничивать и прекращать подачу соответствующих коммунальных ресурсов.

Источник: ЖКХприм



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях