Семинар “Привлечение инвестиций в коммунальную отрасль. Вызовы 2012 г.”

22 марта 2012 1408
15 марта 2012 г. в Москве в отеле «Националь» прошел практический семинар «Привлечение инвестиций в коммунальную отрасль. Вызовы 2012 года». Организаторами мероприятия выступили Юридическая фирма «ЮКАТЭС» и Аудиторско-консалтинговая компания «ЭКФИ».

15 марта 2012 г. в Москве в отеле «Националь» прошел практический семинар «Привлечение инвестиций в коммунальную отрасль. Вызовы 2012 года». Организаторами мероприятия выступили Юридическая фирма «ЮКАТЭС» и Аудиторско-консалтинговая компания «ЭКФИ».

В семинаре принимали участие руководители и представители финансовых организаций, частных инвесторов, крупных компаний-операторов и предприятий коммунальной отрасли.

Директор НП «Национальный союз водоканалов» Алексей Макрушин (являющийся также заместителем директора НП «ЖКХ Развитие») в своем докладе (тема: «Государственная программа развития ЖКХ как инструмента привлечения частных инвестиций») рассмотрел ситуацию практически во всех секторах коммунального комплекса (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, управление отходами) с точки зрения развитости законодательной и нормативной баз и реальности использования их возможностей для привлечения инвестиций в отрасль.

Он констатировал, что подзаконные акты, предполагаемые Законом о теплоснабжении, до сих пор либо не разработаны, либо не могут пройти процедуру согласования из-за большого количества разногласий по их содержанию. Это весьма отрицательно сказывается на деятельности предприятий и интересе потенциальных инвесторов. В частности, оказалось невозможным подключение абонентов, этот вопрос абсолютно не регулируется. Документы нельзя принимать в том виде, в каком они есть на данный момент – это грозит большими проблемами в практическом применении. Но и не принимать невозможно. Закон о теплоснабжении сделал попытку урегулировать проблемы, накопившиеся в отрасли, но, по-видимому, требовалось сделать это более жестко и пойти дальше. Именно в законе. Очень большой проблемой остаются сети. В них инвестиции «не отбиваются». Здесь очень нужен RAB-метод. Много проблем и с потреблением тепла, требуется наладить приборный контроль. Остро стоит вопрос с переходом от открытых систем теплоснабжения к закрытым. Это требует больших капиталовложений и следует продумать, как можно привлечь финансирование.

Закон о водоснабжении и водоотведении содержит положении о вступлении в силу через 1 год после принятия. Это дает время на разработку и принятие необходимых подзаконных актов. Работа над ними активно ведется, вероятность того, что они будут выпущены вовремя, достаточно велика.

Программа «Чистая вода» предполагает финансирование в объеме 3 млрд руб. Это составляет всего 1% от выручки водоканалов. Однако для малых водоканалов эта программа имеет очень большое значение. Следовало бы расширить действие программы, увеличить финансирование, оказывать методическую помощь муниципалитета, более тщательно мониторить ее исполнение. Минрегиону России не под силу столь объемная задача.

Что касается ТБО, то по официальным данным, в России функционирует 1400 полигонов, 400 предприятий по переработке отходов и 22 000 (!) свалок – санкционированных и несанкционированных. За прошлый год Роспотребнадзор выявил 4000 новых несанкционированных свалок. За 3 года взыскано штрафов в размере 25 млн руб., а ущерб оценивается в 28 млн руб. Выручка сектора – 30 млрд руб./год (200 руб./чел. в год); реализация программы по сортировке и захоронению отходов требует примерно 1000 руб./чел. в год. Следовательно, выручка сектора должна возрасти до 144 млрд руб. Необходимы внешние инвестиции. Пока же мы имеем накопление экологического ущерба.

Таким образом, подтверждается основная мысль доклада: нужна комплексная программа развития ЖКХ, как, например, в сельском хозяйстве. В программе должны быть отражены институты развития, используемые для привлечения инвестиций (подобные успешно работающему АИЖК), способствующие снижению рисков, и господдержка. В крупных городах инвестпроекты могут быть окупаемы и инвесторов можно заинтересовать масштабами и спросом на услуги сектора. А вот небольшие населенные пункты – это сфера ответственности государства, без него не обойтись.

Заместитель генерального директора ОАО «Евразийский» Дмитрий Пузанов в своем докладе рассмотрел в сравнении проектное финансирование и механизмы ГЧП в водном секторе. Были названы основные препятствия к развитию партнерства государства и бизнеса:

- политический процесс обслуживается за счет экономических инструментов;

- недостаток грамотных, профессиональных экономистов в отрасли – ситуация абсурдная, поскольку специалистов этой сферы учебными заведениями выпускается более чем достаточно в последнее десятилетие;

- проблемы с законодательным и нормативным регулированием, поскольку водоснабжение – отрасль недропользования. Архаичные способы управления также не способствуют интересу инвесторов;

- велики административные барьеры.

В России оказались слишком завышенные ожидания по отношения к ГЧП, в некоторых случаях такое партнерство может усложнить ситуацию. Инвестиции в отрасль не приходят, не работают, спрос на капвложения остается отложенным.

Проектное финансирование и ГЧП нельзя противопоставлять друг другу, нужно рассматривать и применять их как совокупность.

Также нет однозначного ответа на вопрос о том, какое предприятие эффективнее – частное или муниципальное. Все зависит от целей и задач. У частника больше возможностей привлечь финансы, но если требуется успешно решать операционные задачи, то кто сможет оспорить успешность водоканалов Москвы и Санкт-Петербурга?

Затем Дмитрий Пузанов рассказал об опыте работы ОАО «Евразийский» в Ростовских проектах. Компания работает с ГК Внешэкономбанк. Сисема получилась весьма сложная. Но успех очевиден. Рассматривается проект с участием двух кредитных агентов – ВЭБ и ЕБРР.

В успехе работы частного оператора велика доля администрации региона – много зависит от доброй воли, понимания и профессионализма власти.

Вывод из опыта работы с концессионными проектами: концессия повышает устойчивость модели (по сравнению с арендой и инвестдоговором). Однако законодательство в сфере ЖКХ по этому вопросу требует серьезной доработки.

Заместитель начальника управления Центра ГЧП Внешэкономбанка Кирилл Малютин рассказал о новой программе ВЭБ «Финансирование содействия проектам развития», созданной для помощи муниципалитетам в разработке программ, нацеленных на развитие инфраструктуры (транспорт, социалка, коммуналка, экология, информатизация и управление и пр.).

Доклад руководителя группы коммунальной инфраструктуры ЗАО «ЮКАТЭС» Сергея Елисеева был посвящен вопросам развития отраслевого законодательства как основы для привлечения частных инвестиций. Профессиональному сообществу стоит активнее участвовать в разработке подзаконных актов для Законов о теплоснабжении и водоснабжении, лоббировать интересы секторов; необходимо исключить разрыв в законодательстве природоохранном и в сфере водопользования.

Семинар “Привлечение инвестиций в коммунальную отрасль. Вызовы 2012 г.”

Исходя из опыта работы частных операторов, проект ГЧП должен быть инициирован публичной властью. И это должно быть действительно равноправное партнерство.

В заключение Сергей Елисеев сказал, что добиться идеального законодательства невозможно, не следует ждать этого. Надо научиться работать в реальном правовом поле и управлять рисками.

Участники семинара задали вопросы докладчикам, обсудили перспективы изменения законодательной и нормативной базы, обменялись мнениями. По общему мнению, мероприятие оказалось весьма полезной и интересной площадкой для профессионалов-практиков и специалистов консалтинговой и экономической сферы.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях