Михаил Шнейдерман: Чтобы сейчас быть успешным на рынке водоснабжения, нужно было начать 10 лет назад

2 июля 2012 1364
С 1 июля повышаются многие коммунальные тарифы, в том числе и на услуги водоснабжения и водоотведения. О том, как они вырастут по сравнению с другими тарифами на ЖКУ, ударят ли они по карману потребителя, и о многом другом рассказал Михаил Шнейдерман, генеральный директор ГК «Росводоканал» (Москва).

С 1 июля повышаются многие коммунальные тарифы, в том числе и на услуги водоснабжения и водоотведения. О том, как они вырастут по сравнению с другими тарифами на ЖКУ, ударят ли они по карману потребителя, зачем коммунальному бизнесу обязательно работать в партнерстве с властью и как будет развиваться система водоснабжения Тюмени, в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» рассказал Михаил Шнейдерман, генеральный директор ГК «Росводоканал» (Москва).

Михаил Маратович, вы представляете бизнес в сфере ЖКХ, реализуете так называемую модель ГЧП. С вашей точки зрения, использование такого механизма оправданно? Как вообще возможен бизнес в столь зарегулированной социальной сфере?

Начну с последней части. Этот бизнес возможен только в рамках модели государственно-частного партнерства, иначе не получится, так как отрасль – вы совершенно правильно сказали – социальная, стратегически важная, затрагивает интересы каждого человека. Государство должно регулировать ее, но в управление передать тому, кто с этим лучше и эффективнее справляется. На сегодня в Европе сложился многолетний опыт использования ГЧП-проектов – в основном именно в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы. Эти проекты успешны: государство сохраняет контроль за стратегически важными объектами, а бизнес находит возможности для инвестирования и получения пусть и незначительной, но прибыли.

У нас эта модель заработала, но нужно еще очень много сделать, чтобы она устраивала и бизнес, и государство. ГЧП как дееспособная структура только «учиться ходить», а в свете продолжающегося обветшания инфраструктуры ЖКХ – гражданам нужно, чтобы эта конструкция «бегом преодолевала» вышеназванные препятствия… Сегодня, как и в европейских странах, в России сформулирована стратегия развития ЖКХ именно на основе ГЧП. Правительство приняло «дорожную карту» развития отрасли – распоряжение 1493 и еще один важный документ – распоряжение 536-р.

Что это за документы?

Это план действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций. Упор именно на развитии совместных проектов частного бизнеса с муниципальными властями. Постановлением правительства 536-р утвержден перечень нормативных актов, необходимых для полноценной работы федерального закона о водоснабжении и водоотведении, нормы которого вступят в силу со следующего года.

Сегодня отношения в ГЧП строятся не на паритетных началах?

Да, пока еще очень часто сверху вниз, хотя нам грех жаловаться – везде, где мы работаем, сегодня удалось достигнуть именно такой партнерской модели управления. И речь не о том, что нам дают работать, а о том, что реально участвуют в решении вопросов, помогают, понимая, что цели и задачи общие. Но лично мне известны примеры, когда получается наоборот. Очень часто власти исходят из того, что бизнес работает, поскольку ему разрешают. Такой разрешительный принцип – т. е. ты обязан муниципальной или региональной власти всем, просто потому что старт проекта – это «ключик» в ее руках. Но пора уже отвыкать от этой практики ключей и подходить к проектам по-партнерски. Мы вместе работаем для населения, от которого зависит и власть – при голосовании на выборах, и бизнес – при оплате услуг, вместе с властью мы разделяем риски и ответственность по бесперебойной подаче качественной воды и услуг по водоотведению. Будем работать хорошо, население будет довольно, и тогда бизнес и власть будут устойчивы. Поэтому бизнес в этой сфере социальный на все сто процентов, и власть должна быть заинтересована в нем.

С июля повышается первый раз тариф на услуги ЖКХ, в том числе на воду. Насколько вы оказались готовы к введению тарифных каникул, в чем, на ваш взгляд, причины такого решения правительства?

Снова, с вашего позволения, начну с последнего. Не совсем моя прерогатива – рассказывать о причинах тех или иных решений правительства. Но, думаю, не погрешу против истины, сказав, что тарифные каникулы были призваны смягчить традиционный тарифный «скачок», приходящийся на начало года. С учетом климатических условий, благодаря которым потребление услуг снижается летом, повышение тарифов в этот период будет менее чувствительным для потребителей.

Вы знаете, что тариф на услуги водоснабжения и водоотведения до 1 июля 2012 года сохранялся на уровне 2011 года. А с 1 июля стоимость всех услуг ЖКХ – и не только в столицах регионов, но и на всей территории России – повысится. Предельные индексы роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для водоканалов на 2012 год утверждены ФСТ России, а в соответствии с ними региональными органами регулирования установлены тарифы.

Хочу напомнить, что услуги водоснабжения и водоотведения занимают в совокупном платеже за жилищно-коммунальные услуги стандартной семьи, проживающей в многоквартирном доме, в среднем по регионам, где мы работаем, около 15 %. Львиную долю платежа – свыше 50 % составляет плата за тепловую энергию и горячее водоснабжение. Поэтому рост тарифа ВиВ по карману не ударит. Более того, рост тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения по группе компаний в 2102 году в среднем составил 4,2 %. А уровень инфляции на 2012 год, по официальным данным, – 5,1 %. Таким образом, тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей группы водоканалов на 2012 год установлены на уровне ниже инфляции.

Какие трудности в связи с тарифными каникулами возникли у ГВК, какие меры приняты, чтобы их нивелировать?

Вопрос понятный. Трудности прежде всего связаны с тем, что при сохранении тарифов на уровне 2011 года цены в нерегулируемом секторе, в том числе на материалы, оборудование, ГСМ, услуги подрядных организаций, формирующие затраты водоканалов, не ограничивались предельным индексом и начали расти с начала 2012 года. Одновременно снижался объем полезного отпуска воды в связи с установлением индивидуальных приборов учета. В этой ситуации водоканалы были вынуждены максимально экономить путем реализации программ ресурсо- и энергосбережения, проводить кадровую оптимизацию, пересматривать иные затраты, от которых водоканалы могли временно отказаться. Фактически коммунальные предприятия оказались донорами для других отраслей, которые только выиграли от тарифных каникул.

Сохранится ли сегодняшняя система регулирования тарифа в следующем году?

По крайней мере, в «прогнозе социально-экономического развития России на 2013 год» повышение тарифа запланировано с 1 июля. Но мы рассчитываем, что к моменту установления тарифов на 2014 год будут разработаны и утверждены нормативные акты, позволяющие формировать и устанавливать трехлетние тарифы в соответствии с законом о водоснабжении и водоотведении и подзаконными актами, которые в настоящее время разрабатываются.

А чем они лучше?

Они дают стабильность в поведении регулятора, экономически необоснованный тариф перестает быть только нашей проблемой, город в этом вопросе все наши риски хеджирует. Также это дает возможность долгосрочного планирования и привлечения средств для капитальных инвестиций.     

Сегодня тарифы частных операторов выше, чем у муниципальных?

Думаю, такую статистику никто не готовил, но картина очень пестрая. Можно сравнивать со средними показателями по региону, не учитывая перекрестное субсидирование. Тарифы на сегодня для наших предприятий ниже среднего. В некоторых случаях значительно ниже. Ну, например, – вы все-таки в Екатеринбурге базируетесь – поэтому цифры по Тюмени, единственному городу в УрФО, где мы работаем. Тариф в городе Тюмень составлял в 2011 году 18 рублей и 45 копеек на водоснабжение и 10,88 на водоотведение. В среднем же в Тюменской области соответственно – 28,95 и 30,83. А если сравнить со средним значением по другим регионам, то разница еще больше. Например, в ЯНАО тариф на водоснабжение равен 38,8, а в ХМАО-Югре – 34,8, в Курганской области – 31 рубль. Но ситуация сложная, есть регионы, где принимались популистские решения, когда за формирование тарифа отвечал муниципалитет, там тарифы не поднимались годами. В результате бесконечные аварии и ни слова о вложениях в реконструкцию существующих сооружений, замене трубопроводов и так далее. Тариф сам по себе не является исчерпывающим критерием – важно чтобы потребители получали качественную услуги водоснабжения и водоотведения и готовы были платить за это справедливую цену.

Планируемые изменения в системе тарифного регулирования – социальные нормы потребления – как вы относитесь к этому?

Сегодня пока только обсуждается введение так называемой социальной нормы потребления питьевой воды – норматив потребления питьевой воды одним абонентом, в пределах которого она оплачивается по более низкому тарифу, чем сверх указанного норматива. Социальная норма эквивалентна минимальному объему потребления ресурса. Мы поддерживаем такой подход. Установление тарифной линейки в зависимости от объема потребления – распространенная мировая практика. Она стимулирует рациональный расход воды в быту и не позволяет переплачивать за услуги ответственным потребителям.

Но вообще регулирование тарифов уже можно охарактеризовать как социально ориентированное. С июля использование индивидуальных приборов учета становится обязательным для потребителей, а с сентября 2012 года в субъектах РФ будут утверждены нормативы потребления на общедомовые нужды и внутри помещения. Это дает возможность экономии для семьи из трех человек в пределах 30–40 % в зависимости от норматива потребления, который сегодня колеблется в различных регионах от 250 до 420 литров на человека. Кроме того, в основу системы оплаты услуг водоснабжения на общедомовые нужды также заложен принцип социально справедливого распределения. Владелец большой по площади квартиры будет и платить больше.

Другими словами, с июля люди будут платить за воду меньше благодаря счетчикам?

Не совсем так. Прибор учета – это же не волшебство, сам по себе он не приведет к сокращению водопотребления и не сократит сумму в «жировке». Счетчик на воду позволяет планировать потребности и экономить. Но для сокращения водопотребления нужно принять меры – простые и чуть более сложные. На самом деле, основной источник потерь воды – это утечки. Мы интенсивно потребляем ее всего в течение нескольких часов в сутки, как правило, утром и вечером, а утечки несут потери все 24 часа, вне зависимости от того, находимся мы дома, на работе или в отпуске. Поэтому сначала – устранение утечек, потом ресурсосберегающее оборудование, и наконец, культура потребления. Вы никогда не задумывались, сколько воды вытекает за минуту из открытого крана? Каждую минуту – 15 литров. Думаю, если потребители, как это имеют обыкновение делать европейцы, станут чистить зубы, пардон, и наливать кипяченую воду в стакан, а не проточной пользоваться – экономия будет серьезной. Это, кстати, и медики рекомендуют делать.

Как повлияет на работу водоканалов установка индивидуальных приборов учета? Каково сокращение объема продаж по предприятиям? Приведет ли это к реальному изменению в объемах водопотребления, как того хотят Минприроды и правительство?

Сокращение объема полезного отпуска воды в среднем составило около 5 % по отношению к прошлому году. Эта тенденция продолжается в течение нескольких последних лет и особо явной стала после вступления в силу требования к обязательной установке приборов учета. С одной стороны, установка приборов учета и снижение полезного отпуска приводит к сокращению выручки предприятий, с другой – у нас появляется полная информация обо всей системе водоснабжения, понимание реальных объемов потребления, уровня утечек и нерационального расходования воды. Эта информация дает возможность планировать программы энергосбережения, которые позволят сократить затраты на электроэнергию, развития системы водоснабжения и водоотведения, принимать рациональные решения в рамках модернизации и реконструкции. Невозможно управлять тем, что невозможно измерить, поэтому установка приборов позволяет полноценно управлять всей системой водоснабжения и водоотведения.

Каков процент от планового показателя по установке общедомовых приборов учета на сегодня?

На сегодня процент выполнения закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в части установки общедомовых приборов учета составляет в среднем менее 50 %. При этом выполнение плана оборудования приборами учета коммерческих предприятий составляет свыше 96 %, бюджетных организаций – свыше 98 %.

Рынок частных операторов на рынке водоснабжения еще довольно свободен. Почему же не идут сюда крупные компании? Что их сдерживает? И одновременно, есть ли у ГК «Росводоканал» планы расширения стратегического партнерства с муниципалитетами России, Урала?

Сегодня в сфере законодательного регулирования отрасли сохраняются системные риски, например, в связи с возможными санкциями Росприроднадзора за сброс загрязнений в реку, которые в свою очередь в систему канализации слил какой-нибудь завод. Непредсказуемый тариф, плохо прописанная форма арендного и концессионного договора и так далее. В таких условиях бизнес в эту отрасль не идет. Крупные компании, такие как наша, могут использовать целый ряд возможностей – эффект масштаба, высокий кредитный рейтинг, наработанную репутацию, опыт, обкатанную модель бизнеса и так далее. Сегодня для того чтобы быть успешным на российском рынке водопроводно-канализационного хозяйства, нужно было начать 10 лет назад. Но новые игроки будут появляться. Мы желаем им успеха, будет интересно за ними наблюдать.

По поводу развития – мы будем расширять географию, но ровно в той парадигме, о которой я говорил: когда от нас ждут взаимовыгодного партнерства, а не роли дойной коровы. Уральский федеральный округ потенциально нам интересен.

Как складываются отношения ГК «Росводоканал» с властями Тюмени? Насколько понимают они ваши проблемы? Насколько готовы идти навстречу?

У нас хорошие, конструктивные отношения, понимание по большинству вопросов. Мы слышим друг друга, если возникают какие-то противоречия, мы всегда можем их обсудить и находим компромисс. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность за конструктивное сотрудничество аппарату губернатора Тюменской области и главе администрации города Александру Викторовичу Моору.

Каково состояние коммунальной инфраструктуры этого города? Как сильно оно отличается от состояния сетей водоснабжения, водоотведения, очистных станций и сооружений в других регионах России, где работает ГК «Водоканал»?

Тюмень развивается стремительно, на наших глазах растут новые микрорайоны, строятся дороги. Пожалуй, что такие темпы мы наблюдаем только в Краснодаре, где работаем с 2006 года.

Но между двумя городами есть две, как говорят, большие разницы – каждая система водоснабжения развивается в зависимости, прежде всего, от источника воды. Сегодня чтобы развивать системы водоснабжения и водоотведения темпами, адекватными развитию города, нам приходится прикладывать в Тюмени значительно большие усилия. Тура – одна из самых трудных для очистки рек России, артезианскую воду здесь также сложно технологически очищать. Кроме того, существуют проблемы с промышленными предприятиями, которые безответственно сбрасывают свои отходы…

За счет каких мероприятий в Тюмени удалось снизить с 2006 года потери воды на 20 % и в два раза сократить число аварий?

Ситуация с водоснабжением Тюмени была близка к коллапсу: чем активнее строился город, тем большие проблемы испытывали жильцы районов пятиэтажной застройки. Доходило до того, что люди мылись и стирали ночью, в будние дни воды на 4–5 этажах не было ни утром, когда человек собирался на работу, ни вечером, когда он с работы возвращался. Это заслуга и власти: пожалуй, ни в одном регионе не уделяется столько внимания коммунальной сфере.

С 2009 года в Тюмени, впервые налажено бесперебойное водоснабжение. И это уже навсегда. За счет чего? Если кратко, все мероприятия родились из инженерной логики: создание гидромодели города, на ее основе корректировка проектов ключевых объектов, таких как насосные станции Метелевского и Велижанского водозаборов. Продуманное внедрение эффективного оборудования. И важнейшее: на современном уровне решены вопросы диспетчеризации, уже в ближайшее время режимы работы водопровода будут вестись в автоматическом режиме.

Какие еще меры предпринимаются по повышению надежности водоснабжения тюменцев?

Если перебои уже стали забываться – к хорошему привыкаешь быстро, – то проблема «задохнувшейся» Туры весной этого года у всех на слуху. Могу сказать, что если бы такое случилось с рекой пять лет назад, водоканал вообще был бы бессилен. Мы обсуждали с коллегами этот вопрос – ситуацию помогли выправить грамотно реконструированные скорые фильтры: дополнительно загруженный слой активированного угля значительно смягчил последствия.

Сейчас «Тюмень водоканал» проектирует установки приготовления и дозирования порошкообразного угля, спроектирован третий водовод с артезианского Велижанского водозабора, начинаем геологоразведку на подземную воду.

Спасибо, Михаил Маратович, за уделенное время.

По материалам ФедералПресс


Ваша персональная подборка

    Подписка на новости

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44