Просим Вас дать разъяснение по вопросу применения абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 20

2369

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Просим Вас дать разъяснение по вопросу применения абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 20

Ответ

Вопрос:

Просим Вас дать разъяснение по вопросу применения  абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 и применения формулы №9 в Приложении №2.
Вышеуказанные Правила указывают, что общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между  собственниками при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или  (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В составе ТСЖ «На Гагринской» новые  9-ти этажные многоквартирные дома, управление которыми осуществляет правление ТСЖ.  Дома оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии и индивидуальными  (квартирными) приборами учета. Товариществом заключен  договор на поставку электроэнергии в жилой дом  и расчет  с ресурсоснабжающей организацией производит за всю поставленную в дом электроэнергию по общедомовому  прибору  учета.
В  домах  ТСЖ  выполняются  мероприятия  по энергосбережению, в т.ч. установлено энргосберегающее оборудование, что обеспечивает минимизацию расходов для собственников по оплате за освещение мест общего пользования.  Регулярно обследуются инженерные сети на предмет незаконных  подключений  и проводится разъяснительная работа с собственниками. 
Просим  Вас дать разъяснение по вопросу применения  абзаца 2 пункта 7  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 и применения формулы №9 в Приложении №2.
Вышеуказанные Правила указывают, что общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между  собственниками при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или  (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В составе ТСЖ «На Гагринской» новые  9-ти этажные многоквартирные дома, управление которыми осуществляет правление ТСЖ.  Дома оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии и индивидуальными  (квартирными) приборами учета. Товариществом заключен  договор на поставку электроэнергии в жилой дом  и расчет  с ресурсоснабжающей организацией производит за всю поставленную в дом электроэнергию по общедомовому  прибору  учета.
В  домах  ТСЖ  выполняются  мероприятия  по энергосбережению, в т.ч. установлено энргосберегающее оборудование, что обеспечивает минимизацию расходов для собственников по оплате за освещение мест общего пользования.  Регулярно обследуются инженерные сети на предмет незаконных  подключений  и проводится разъяснительная работа с собственниками. 
Правление ТСЖ считает,    что согласно абзаца 2 пункта 7  Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, распределение  расходов  за  потребленную электроэнергию на освещение мест общего пользования (МОП) пропорционально показаниям квартирных приборов учета не справедливо, так как: 
1.Присутствует факт воровства электроэнергии жильцами, причем установлено, что хищения происходят как из сетей общедомовых, так  и из сетей соседей (как пример- установлен факт:  при строительства дома провода в квартирах перепутаны.) Кто меньше потребляет электроэнергии в квартирах - тот меньше платит и за освещение МОП. Многие задумываются не об экономии, а о том, как бы меньше заплатить и этим злоупотребляют.
2.Установлены  факты, когда счетчик  не исправен, а срок поверки еще не окончен.
3.Собственники, имеющие несколько квартир, не проживают в доме ТСЖ, но регулярно приходят  в свои квартиры, проходя по освещенным подъездам, поднимаясь на лифте на свой этаж -  при этом не потребляют электроэнергию в квартирах и совсем не платят за освещение МОП и это противоречит  п.11 ст.155 ЖК РФ «Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги».
4. Тот, кто потребляет больше электроэнергии в квартирах и  платит за физиологический комфорт  (в летний период  - работа кондиционеров, в зимнее время — многие спасаются от длинной зимы и включают на максимум освещение), тот больше и оплачивает за освещение мест общего пользования.
И нельзя списывать большее потребление коммунальных ресурсов на износ сетей, мотивируя  оплату за МОП  пропорционально показаний квартирных счетчиков.

В проекте новых «Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг...» устранена эта несправедливость, расчет ведется за потребленные ресурсы на общедомовые нужды  пропорционально  доле в общем имуществе.
С февраля 2010 года ТСЖ «На Гагринской»  выставляло   жителям в квитанциях  оплату за освещение мест общего пользования и работу эектрооборудования из расчета пропорционально доле в общем имуществе. По жалобе собственника, который потребляет электроэнергии в своей квартире 30-60 кВт  в месяц, (2-х комнатная квартира, 3 человека проживает) Роспотребнадзор Волгоградской области привлек  ТСЖ «На Гагринской» к административной ответственности с наложением штрафа за обман жителей, так как в расчетах не была применена формула №9 действующих  «Правил...». В ходе обследования  оборудования  жилого дома было выявлено, что  электросчетчик этого собственника не исправен, технической экспертизой специализированной организацией установлено, что в прибор учета  было несанкционированной вмешательство, т. е. жители элементарно воровали. Товарищество  (добросовестные собственники) наказано, вор торжествует, а ТСЖ обязали выставлять оплату за потребленную электроэнергию жителям  по формуле №9, а применить какие-либо штрафные санкции  к  ворам  у  ТСЖ  нет  прав.
Правление просит Вас разъяснить ситуацию — имело ли правление право  в 2010 году осуществлять расчет за электроэнергию мест общего пользования  пропорционально доле в общем имуществе? Выгоды ТСЖ не имело, сколько выставила РСО  нам счет, столько мы начислили жителям. И как оспорить в суде  штраф,  ведь правление действовало в интересах добросовестных собственников?

Ответ:

По вопросу применения абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 №307 (далее – Правила), приводим следующие разъяснения.

Прежде всего, необходимо сделать оговорку, касающуюся ссылки именно на п. 7 Правил. Данный пункт регулирует отношения при непосредственном управлении многоквартирным домом (далее – также МКД). В Вашем же случае управление МКД осуществляет товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ), которое в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, заключило договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО). Следовательно, при расчете размеров платы за услуги электроснабжения необходимо руководствоваться п.23 Правил. При этом надо отметить, что предусмотренный п.23 Правил порядок распределения показаний общедомового прибора учета (ОПУ) между потребителями при наличии во всех помещениях МКД индивидуальных приборов учета (ИПУ) аналогичен порядку, установленному в п.7 Правил, то есть пропорционально показаниям ИПУ.

Как указано в письме, правление ТСЖ посчитало такой порядок распределения объемов потребления электрической энергии несправедливым и применило в расчетах собственный порядок – пропорционально общей площади помещений.

Обращаем внимание на то, что права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости только в случае если жилищные отношения прямо не урегулированы жилищным, гражданским и иным законодательством, и при этом к ним невозможно применить аналогию закона (при отсутствии норм жилищного законодательства, прямо регулирующих сходные отношения) и аналогии права (когда права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства) (ст. 7 ЖК РФ; ст.6 ГК РФ).

В рассматриваемом же случае права и обязанности участников жилищных отношений (собственников помещений в МКД и ТСЖ) по предоставлению и оплате коммунальных услуг прямо урегулированы п.23 Правил и пп.1 п.3 приложения №2 к Правилам. В связи с чем, распределение объемов потребленной в МКД электрической энергии между потребителями следовало производить именно так, как указано в этих пунктах, то есть пропорционально показаниям ИПУ.

По поводу «несправедливости» указанных норм Правил отметим, что понятия «справедливость» и «несправедливость» являются относительными и субъективными. Так, одним потребителям, занимающим меньшие по площади помещения и одновременно расходующим большее количество электрической энергии, используемый ТСЖ порядок распределения кажется справедливым; и наоборот, другие потребители, занимающие большие по площади помещения и расходующие меньшее количество электрической энергии, естественно считают такой порядок распределения – несправедливым.

Аргументы правления ТСЖ в пользу применяемого им порядка (такие как несанкционированное потребление электроэнергии жильцами, вывод из строя ИПУ, использование помещений общего пользования владельцами помещений, фактически проживающих по другому адресу) наш взгляд, неверны.

Прежде всего, потому что допускаемые отдельными гражданами нарушения (несанкционированное потребление электрической энергии, вывод из строя ИПУ) не могут служить основанием для изменения установленного законодательством РФ порядка расчетов за электрическую энергию для остальных (добросовестных) потребителей. Тем более, что какой-бы порядок распределения электроэнергии применен ни был, он не повлияет на ситуацию с воровством ресурсов и выводом из строя ИПУ в целом.

Кроме того, для случаев несанкционированного подключения к системе электрических сетей и неисправности ИПУ п. 34 и п.31 Правил предусмотрен специальный порядок расчетов: при наличии в доме ОПУ и ИПУ размер платы определяется в соответствии с п. 22 Правил (в котором в свою очередь имеется отсылка к п.19 Правил) - исходя из нормативов потребления услуг электроснабжения и количества потребителей, постоянно и (или) временно проживающих в жилом помещении. Поскольку показания ИПУ при расчетах с «недобросовестным» потребителем согласно Правилам учитываться не должны, то Роспотребнадзор Волгоградской обл. обязал ТСЖ начислять платежи такому потребителю по формуле 9 Приложения 2 к Правилам неправомерно.

Более того, в отношении граждан, допускающих подобные нарушения, предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Так, согласно ст.7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное подключение к электрическим сетям в МКД, равно как и за самовольное (безучетное) использование электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на граждан (нанимателей и собственников жилых помещений) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Порча оборудования жилых помещений (в том числе ИПУ) в соответствии со ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может повлечь за собой наложение на граждан (собственников и нанимателей жилых помещений) административного штрафа в размере от одной до тысячи пятисот рублей.

Такой аргумент в пользу примененного ТСЖ порядка распределения электрической энергии, как использование освещаемых помещений общего пользования и лифтов со стороны собственников, не проживающих в МКД, также не может быть принят. Так, помещениями общего пользования и лифтами пользуются не только сами граждане, фактически проживающие в данном доме, но и их гости. Если к одним собственникам гости приходят чаще и в большем количестве, чем к другим это не значит, что платежи за услуги электроснабжения должны для них быть соответствующим образом скорректированы.

Основной вывод, к которому можно прийти, резюмируя изложенное, следующий.

Правление ТСЖ не вправе осуществлять расчет платежей за услуги электроснабжения в порядке, не соответствующем действующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, какими бы побуждениями оно не руководствовалось. При выявлении факта безучетного потребления данных услуг соответствующее воздействие необходимо направить на граждан, допускающих подобное нарушение, не затрагивая при этом остальных потребителей.

Ответ подготовлен ЗАО «АКЦ Жилкомаудит»

Получите бесплатный доступ на 3 дня

Мы дарим Вам доступ на 3 дня к узкоспециализированной справочной системе – «Управление многоквартирным домом». Используйте новые возможности для профессионального развития компании.

Получить доступ



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях